Ночная фотография

Ночная съемка отличается от обычной дневной пожалуй на 100%. Нет светов и теней - есть только мрак и проблески огней, но это только на первый взгляд. Чтобы уловить все нюансы ночи приходиться прибегать к длительным выдержкам и жесткой стабилизации камеры. Чем тяжелей штатив, тем лучше. Тип и марка камеры принципиального значения не имеет. Как говорится - ночью все кошки серы. Необходимо лишь чтобы она была надежна и проверена. Первые свои снимки я делал Зенитом ЕТ, качество снимков получалось вполне приемлемое. При съемке и спользовался объектив "Carl Zeiss Tessar 2.8/45", штатив "Unomat" и тросик с фиксацией от древней кинокамеры "Кварц". Пленка чувствительностью 100 единиц. Первоначально выдержка определялась чисто экспериментально, далее экспонометром. Но результат был практически одинаков. Диафрагма при съемке выбирается сугубо из художественных соображений. Если необходимо получить яркие лучи от точечных источников света, то необходимо полностью задиафрагмировать объектив.

Очень интересна ночная съемка в местах движения автомобилей. Попавшие в кадр лучи света фар оставляют на пленке удивительно красивые линии.

При этом очень важно подобрать точку съемки. Эффектно смотрится дорога, снятая с высоты, например крыши здания.

Небесные светила, случайно или умышленно попавшие в кадр также придают снимку колорит. Правда в таких кадрах приходится учитывать движение луны и звезд и делать выдержку не слишком большой - порядка минуты. Если не придерживаться этой рекомендации, то луна вряд ли получиться "яблоком", а звезды наполнят снимок множеством черточек (если только все вышесказанные эффекты на входят в задуманную композицию).

Очень интересно наблюдать за тенями. На снимке 4 отображен как раз такой случай. Точка съемки выбрана высокая, чему способствовало наличие высотного здания. Кадр снят на Olympus Infinity Zoom 200, выдержка около 3 сек., пленка 200 единиц.

При помощи различных подсветок можно придать ночному кадру загадочность и нереальность. Особенно эффектно применение лазерных указок (

Фотографирование искусственно освещенных объектов, таких как фасады зданий, мосты, дороги. Все эти объекты отличаются своей статичностью, что упрощает процесс съемки. Иногда, при хорошей освещенности, достаточно выдержки 1-2 сек (пленка 100 ед.). В моей практике есть подобные снимки, сделанные с руки, причем без заметных глазу искажений. Но все-таки в ночной съемке штатив желателен (если не обязателен). Вернемся к съемке зданий. В больших городах, большинство фасадов освещается, и нет необходимости дополнительной подсветки. Остается лишь выбрать ракурс и отпустить затвор. Сложнее если освещения нет. В этом случае необходима вспышка с ведущим числом 24 и более. Только так можно высветить всю поверхность достаточно равномерно.

Очень интересна работа с длительными выдержками в людных местах: пешеходные улицы, площади. При полностью закрытой диафрагме и выдержке порядка 1 минуты возникает эффект пустынного пространства, наполненного лишь следами от огней сигарет, света фар случайных машин. Лишь немногие люди, стоящие в течение экспозиции на одном месте (на ногах), выходят на пленке в виде размытых силуэтов. Получаются фотографии нереального, зачарованного мира.

Вообще, все ночные снимки, представляют обычные днем вещи в новом ракурсе.

Учитывая, что зимой и ночи длиннее, и поверхность земли покрыта снегом - зимний период самый благоприятный для съемки лунных ландшафтов. Остается победить лишь холод. Остывший аппарат работает нормально, мороз вреден только аккумуляторам и батарейкам. Помните только, что охлажденный за ночь фотоаппарат не следует сразу заносить в тепло - иначе он покроется влагой.

© Сергей Прокошкин

Поделитесь этой страницей