Смоленская АЭС: первый конкурс инженерного творчества в городе атомщиков

Впервые в Десногорске прошёл конкурс инженерного творчества «По следам Жюля Верна», организованный в рамках проекта «Школа Росатома». Его главная цель - вовлечь школьников в изучение естественных наук, помочь юным талантам самореализоваться и выбрать будущую профессию.

20 юных изобретателей из города атомщиков стали участниками муниципального этапа, который прошел 25-26 января в Десногорске. Победители получили шанс принять участие в финале проекта вместе с учащимися из 20-ти городов присутствия «Росатома».

По мнению членов конкурсной комиссии, все команды показали креативность мышления, оригинальность изготовленных конструкций и отличные инженерные мысли.

«Проведение конкурсов «Школы Росатома» способствует выявлению талантливых детей, развитию их интеллектуальной и творческой активности, - считает член жюри, начальник отдела управления информации и общественных связей САЭС Роман Петров. - Это поможет им в будущем успешно поступить в технические вузы и прийти работать на предприятия «Росатома».

В новом проекте «Школы Росатома» организаторы предложили учащимся 5-11 классов и воспитанникам учреждений дополнительного образования «заразиться» идеями великого фантаста, раскрыть в себе научные и технические способности. Перед началом очного этапа конкурса инженерных работ для школьников были организованы обучающие занятия: видеолекции и мастер-классы. Ребята узнали секреты изготовления кинетических инсталляций, расширили знания по черчению и инженерной графике, основам моделирования и создания сборочных чертежей.

У каждой возрастной группы было своё задание. Учащиеся среднего звена создавали кинетические инсталляции - цепочки движущихся объектов, запускающих движение друг друга по принципу домино.

Вдохновленные рассказами Жюля Верна, три команды учеников 6 класса школы №4 (куратор – учитель английского языка Татьяна Дашунина) создали тематические инсталляции по мотивам знаменитых произведений фантаста. Используя балансиры, ролики, перекатывающиеся шарики, уклоны, трубы и эффект домино, чтобы привести все в действие, они запускали ракету в космос, совершили путешествие Антарктида—Египет-Париж, погружались «в глубоководный подводный мир». Победу в конкурсе разделили команды «Наутилус» (Денис Лисичкин и Вячеслав Резаков) и «Саморезы» (Александра Нерослова и Антонина Третьяк).

«Сложно передать все эмоции, когда ты видишь, как твоя конструкция оживает и приходит в движение! – делится Александра Нерослова. - Это был мой первый опыт создания инсталляций и точно не последний! Меня это очень увлекло».

Ноутбук и 3D принтер, 2 канцелярские резинки и несколько скрепок, воздушный шарик, полиэтиленовый пакет, зубочистки, шпагат длиной полтора метра, трубочка для коктейля. С помощью этих технических средств и незамысловатых подручных материалов юным изобретателям необходимо было спроектировать и изготовить механическую конструкцию, способную переправить с одного «острова» на другой 5 гаек.

Пробовали себя в роли проектировщиков и создателей инженерных объектов 6 команд учеников 9-11 классов школ №1, №3 и дома детского творчества. Над проектом ребята работали более двух недель.

«В итоге изготовили конструкцию из понтонов с реактивным двигателем. У нашей модели есть киль, устройство, ограничивающее движение шарика, который направляет лодку, спусковой механизм для катапультирования гаек, - рассказывает представитель команды-победительницы «Really Cool Engineers» (куратор – учитель химии школы №3 Елена Нестерова) Алексей Михайлов. - В создании 3D-модели нам помогал инженер-электроник цеха тепловой автоматики и измерений Смоленской АЭС Роман Перхун. Теперь он наш хороший друг».

В число победителей также вошла команда «37-ая параллель» - Мария Шуткова и Александра Судакова (куратор – педагог ДДТ Вера Шелгунова). Девочки придумали лодку с резиномотором. Чтобы она шла правильным курсом – сделали направляющие из веревки, для ее переброски на другой «берег» применили катапульту.

«Конкурс очень сложный. Потребовал максимальное количество сил и знаний по физике, черчению, навыков работы в специализированных компьютерных программах», - делится Мария Шуткова.

Участвуя в проекте «Школы Росатома», у десногорских школьников сбылась давняя мечта - поработать на 3D-принтере.

«Мы воочию увидели, как работает это удивительное техническое изобретение. Это здорово, когда твои мысли воплощаются в конкретный результат», - с восторгом говорит Александра Судакова.

Как отметила координатор «Школы Росатома», ведущий специалист комитета по образованию Десногорска Татьяна Кужаниязова, работы победителей муниципального этапа будут рекомендованы для участия в финале проекта.

«Оргкомитет конкурса изучит видеоматериалы и «Дневники изобретений» всех победителей муниципального этапа из 20 городов-участников проекта «Школа Росатома» и определит лучшие команды, которые 26-28 февраля поедут в Железногорск Красноярского края на финальные мероприятия».

Участники конкурса благодарны за поддержку родителям, педагогам, госпорпорации «Росатом», которая, по их общему мнению организует реально хорошие конкурсы для детей.